Где Смоленщине взять деньги

Для написания этого материала у автора есть сразу два свежих информационных повода, которые складываются в некую не совсем приятную картину.

Но очевидная спасательная палочка-выручалочка для нашего региона есть, надо лишь немного потрудиться и проявить креатив.

Кризисный фон

Как ни хочется плюнуть на этот проклятый кризис, но он, к сожалению и вопреки всяким заклинаниям, а также мольбам на мифических иностранных инвесторов и цены на нефть, разрастается и грозит совсем уж серьезными масштабами.

Показателем того служат «успехи» нашего ритейла, который разочарован результатами праздничных продаж, показавших истощение кошельков дорогих россиян.

Что касается Смоленщины, то область, к сожалению, находится в первых рядах очереди на региональные банкротства, и позитивных перемен здесь пока не просматривается.

Извини, Юра!

На этом вот кризисном фоне, который просто обязывает работать с утроенной силой, и прозвучала неприятная новость о том, что чиновники из Калужской области презентовали в Австрии международный туристический маршрут «Россия – Родина космонавтики», в который не вошел славный город Гагарин! Совсем нет в этом маршруте Смоленской области! А ведь автор этих строк работал в свое время в областном Департаменте спорта, туризма и молодежной политики, который аж с 2012 года вел переговоры с калужскими властями как раз о создании такого сверхактуального и очень интересного для иностранных туристов совместного маршрута.

Но, как говорится, воз и ныне там, хотя наши чиновники заявили, что Смоленщина все же в маршрут вроде как войдет. А вот калужане подсуетились раньше. Ох уж эти калужане! «Злые языки» поговаривают, что поначалу многие мощные заводы, работающие сейчас в Калужской области (среди которых Volvo и  Wolkswagen), изначально хотели строиться на Смоленщине, но что-то здесь не срослось, и теперь процветает Калуга.

Вот еще и с иностранным туризмом нас коллеги жестко и цинично прокинули.

Конструктив

Ну, да ладно. Речь не о критике чиновников, которой более чем достаточно. Речь о том, что логика кризиса все жестче заставляет искать новые пути и достигать результаты в короткие сроки.

И у Смоленщины (особенно у областного центра) такая возможность в виде мощного и непаханого туристического потенциала однозначно имеется.

Автор этих строк, который уже восемь лет водит экскурсии по Смоленску и выезжает в область, неоднократно писал об этом, но последний новогодний туристический «чес» просто заставляет повторяться снова и снова.

На эти новогодние праздники все туристические компании нашего региона отметили неслабый наплыв туристов. Собственно, в этом могли убедиться и смоляне, посещавшие пешеходный центр и прочие основные объекты показа, где толпились автобусы и многочисленные группы.

Оно и понятно.

Рубль лихорадит, и за границу ехать дорого, а тут под боком у Москвы (80% хилого туристического потока) есть что посмотреть и чем заняться несколько дней (праздничные туры и туры выходных).

Вот насчет этого что посмотреть и чем заняться и идет основной разговор.

Автор этих строк показывал Смоленск как минимум 500 человекам, и не помнит ни одного равнодушного туриста. А как минимум половина из них были от нашего древнего героического города в полном восторге. Такая грандиозная концентрация важнейших для всей России страниц истории в сочетании с уникальными объектами вводит даже бывалых путешественников в экстаз.

И почти у всех однотипные вопросы.

Почему про Смоленск при таких туристических достоинствах почти ничего не слышно и не видно?

Почему не используется для туристического показа Смоленская крепость?

Почему так слабо с развлечениями для туристов?

Почему на такой крупной и оживленной трассе (Москва-Минск) нет баннеров, приглашающих посмотреть уникальный город и окрестности (Фленово, Гнездово, Катынь, бункер Гитлера)?

А ведь есть еще Хмелита, Вязьма, Новоспасское, Смоленское поозерье, Гагарин, наконец…

Одним словом, вот он источник потенциально очень даже приличных доходов. И ведь самое главное в том, что основную работу предки сделали за нас: свершили ратные и трудовые подвиги, воздвигли и сохранили уникальные памятники истории, культуры, архитектуры… Теперь все это нужно лишь грамотно и креативно раскрутить в информационном пространстве, а малый бизнес уже придумает, что с мощным туристическим потоком сделать.

Ведь многие города России очень неплохо зарабатывают на туризме, а у большинства из них нет и трети достоинств Смоленска.

А вложиться в хорошую информационную «раскрутку» Смоленщины может только бюджет. Малый бизнес это не потянет. Да, и стоит это, если подходить с умом, не так уж и дорого, а вот отдачу сулит очень хорошую.

Здесь важно преодолеть некоторую планку известности, после которой бренд будет работать сам на себя. Ну, да это все очевидные вещи, и вопрос лишь в политической воле, с чем извечные проблемы.

И, напоследок, никак нельзя не напомнить про то, что с 2012 года в областной администрации без дела валяется проектно-сметная документация замечательного бульвара вдоль Восточного участка крепости от Никольских ворот до башни Веселухи. Этот бульвар со стоянками для автобусов, подземными туалетами, фонариками, дорожками, газонами, малыми архитектурными формами и т.д., очевидно, стал бы последней каплей (даже кружкой) после которой интерес к Смоленску резко усилился бы. К слову сказать, стоила та проектно-сметная документация, прошедшая все экспертизы и согласования, 5,7 миллионов рублей, на реализацию проекта требовалось порядка 50 миллионов. Но, видимо, нашлись статьи расходов поважнее поднятия туристического потенциала Смоленска.       

Юлий Зябликов

>